Отношения «учитель – ученик» и «тренер – спортсмен»

  «Очень трудно найти хорошего Учителя, а хорошего Ученика – ещё труднее».
Мастер Шень Чжи

В дополнение к разъяснениям по-поводу «кризиса среднего возраста» в жизни ученика, необходимо указать на ещё одно недоразумение, которое часто встаёт на пути успешного овладения традиционным искусством.  На Западе, да и в нашей стране, среди занимающихся бытует не совсем чёткое и правильное представление об отношениях учителя и ученика в боевых искусствах. Сейчас, как само собой разумеющееся, преобладает понимание отношений учитель-ученик как отношение тренер-спортсмен. Это в корне неверное представление вызывает множество разочарований, неоправданных ожиданий и обид – как со стороны учеников, так и о стороны учителя с небольшим учительским стажем и опытом. Вот об этом и хотелось бы сказать ещё несколько слов.

Следует чётко различать отношения тренера и  его подопечного спортсмена, которого готовят к высоким достижениям, победам в соревнованиях (к призам, титулам и денежным наградам ему и тренеру) и отношения учителя и ученика в школе боевых искусств, где речь идёт о передаче чего-то гораздо большего, чем просто набор технических приёмов и воспитание воли к победе.

Профессиональный спортивный тренер постоянно ищет способных учеников, обладающих нужными физическими и психическими данными, с волей к победе и упорством, из которых он воспитает в будущем спортсменов высокого уровня. Он очень заинтересован в таких учениках, готов нянчиться с ними и использовать любые средства – как психологические, так и материальные, чтобы удержать их и поощрить к упорным занятиям. От этого зависит его профессиональная карьера, зарплата, привилегии, известность и т.п. (А талантливый спортсмен, иногда на определённом этапе начинает подумывать о более квалифицированном и «продвинутом» тренере – и начинает поглядывать по сторонам, зная, что за такой лакомый кусок, как он, охотно поборются другие специалисты. И будут его «холить и лелеять» в надежде на новые выдающиеся спортивные достижения. Некоторые спортсмены таким образом пытаются манипулировать своим тренером).

Мастер боевых искусств, тоже, как правило, заинтересован в воспитании учеников (ученика), чтобы передать своё искусство в надёжные руки. Но отношения и цели здесь совсем иные, чем в спорте. Здесь физические качества и даже возраст ученика гораздо менее важны, здесь на первый план выступают моральные и человеческие черты личности. Просто научить техникам и выставить на соревнования – тоже вполне понятное желание, победа в соревнованиях воодушевляет учеников и демонстрирует всем потенциал школы и уровень её наставника. Но главная цель – другая, т.к. передать технику и научить драться – лишь одна из второстепенных задач, а участия в турнирах может и вообще не быть.

Есть мастера, у которых совсем нет учеников, есть мастера с 1-4 учениками, а есть с десятками и даже сотнями. Но эти десятки и сотни – совсем не те «ученики», которых в Китае называют «туди». Туди – это личный ученик, истинный получатель традиции, в отличие от «сюэшен» – просто ученик. Учеников (сюэшен) может быть много, и каждый из них может преследовать свои собственные и разные цели – оздоровиться, научиться себя защищать, побеждать в соревнованиях, просто заполнить досуг, и т.п. По отношению к таким ученикам учитель может выступить и как тренер (если у него есть необходимость демонстрировать свою школу на соревнованиях), и просто как старший товарищ, готовый помочь в решении каких-то проблем, особенно, связанных со здоровьем.  Но гоняться за ними и нянчиться, как тренер с талантливыми кандидатами в мастера спорта и будущими чемпионами, он никогда не будет.

В школе боевых искусств  учитель заинтересован в настоящих Учениках, которые смогут перенять традицию в максимально полном виде, что в первую очередь подразумевает высокие моральные качества и ряд особых человеческих свойств (которые выявляются только в течение многолетнего общения в разных ситуациях). А таких людей не очень много. И далеко не все из них связывают свою жизнь с боевыми искусствами. Вот поэтому-то и существуют мастера без учеников и мастера с большим количеством учеников, среди которых пока нет ни одного «туди».

Поэтому, перенося современные спортивные отношения «тренер - усердный спортсмен» на отношения «учитель – ученик» в традиционной школе боевых искусств, многие ученики неправильно воспринимают ситуацию, обманываются в своих ожиданиях и даже прекращают занятия, обижаясь на учителя, который недостаточно уделяет им своего времени, внимания, не обучает постоянно новым техникам и секретам, и т.д.

В Школе, в отличие от спортивной секции, именно ученик постоянно стремится доказать, что он может стать настоящим носителем традиции, а учитель наблюдает за ним и делает выводы.

Поэтому тем, кто настроен на плотную опеку тренера и немедленное поощрение любого своего успеха, лучше выбрать для занятий какой-либо вид спорта высоких достижений, и не обязательно связанный с единоборствами. Чем более популярен и «раскручен» этот вид, тем больше будет постоянно опекать и заботиться о них тренер, а впоследствии ещё и массажист, личный врач, психолог, импресарио, и т.п. А тайцзи-цюань (даже спортивные его разновидности) сейчас стоит очень далеко от всего этого, и ещё более далеко –  настоящая школа традиционного ушу любого стиля.

Как недавно в разговоре сказал Мастер Шень Чжи: «Очень трудно найти хорошего Учителя, а хорошего Ученика – ещё труднее».

«Человек хорошо занимается, у него отличные физические данные, он уже почти профессионал в единоборствах, ему двадцать с небольшим лет – он на подъёме своей физической формы и спортивных амбиций, и он уважительно относится к учителю, постоянно демонстрирует почтение, послушание, трудолюбие и самоотверженность. Станет ли он настоящим учеником – туди?

А вот это будет видно позднее, вероятно, когда ему будет за 30 лет. Какие качества он за это время проявит, каким станет человеком? А когда ему исполнится 40, вот тогда уже можно будет с большей определённостью решить – достоин ли он, сможет ли стать настоящим продолжателем традиции.[1] Вот почему мало кто из серьёзных учителей имеет 2-4 настоящих ученика, обычно это всего один-два, либо вообще ни одного, к сожалению».

Это почти дословный пересказ того, что сказал Мастер Шень Чжи о настоящих учениках.

Так что, желательно, ещё раз повторим, чётко для себя определить – какие цели ученик преследует, что хочет получить, к чему стремится, сколько сил он готов отдать этой сфере своей жизни. Тогда он сможет более осознанно подойти к занятиям в школе или спортивной секции, и более трезво оценить свои возможности и желания, а также осмыслить и яснее сформулировать требования и ожидания по отношению к себе, и к своим учителям.


[1]Не случайно в разговоре были названы именно эти рубежи – 30 и 40 лет. В эти периоды часто происходит коренное изменение в психике человека, переоценка ценностей, появление новых приоритетов и целей в жизни. Некоторые люди остаются «самими собой», некоторые лишь слегка корректируют свой путь, а другие – очень сильно меняются в течение жизни, иногда даже неожиданно для самих себя, а тем более, для окружающих. Особенно часто такие метаморфозы происходят на рубеже 30 лет, плюс-минус 1-2 года, и потом в период где-то от 36 до 44 лет. Некоторые ведущие качества личности, бывшие до того скрытыми, вдруг выступают на передний план, и, порой, полностью меняют цели и саму жизнь человека.

Поиск по сайту

Подписка на новости

Академия Мировой Астрологии и Метаинформации
Интернет-магазин "Зеленая дверь": товары для здоровья души и тела.