Опасности «кризиса среднего возраста» в школе боевых искусств

Борис Бойко

Мне кажется, что пришло время сказать несколько слов о следующей проблеме. Случается, что у некоторых людей, начавших заниматься в Школе тайцзи и цигуна, на определённом этапе возникает чувство неудовлетворённости, ощущение застоя и снижение интереса к занятиям. Это мы наблюдали на протяжении нескольких лет, когда человек, с удовольствием и энтузиазмом прозанимавшись 2-3 года, вдруг начинает посещать тренировки нерегулярно, а то и вовсе пропадает на длительный срок. Это скорее исключение, чем правило, но, тем не менее, следует сказать о причинах такого явления. Внешних причин может быть несколько, но их «корень», обычно, один.

  1. На первых порах ученики получают много новых интересных и незнакомых упражнений и техник, которые довольно быстро и радикально оздоравливают организм, приносят бодрость, избыток сил, оптимизм и т.д. Этот этап длится, как правило, 1-3 учебных года – продолжительность его у разных людей может различаться в зависимости от первоначального уровня здоровья и подготовки, а также от интенсивности и регулярности самостоятельных занятий. Новички занимаются с интересом, воодушевлением, многие решают, что эти занятия станут постоянной и важной частью всей их жизни. И, действительно, у большинства так и происходит – люди годами продолжают серьёзно заниматься в зале и дома, совершенствуют своё тело, повышают уровень энергии, открывают для себя новые перспективы внутреннего роста.
  1. Однако у некоторых через какое-то время наступает стадия «привыкания к хорошему». Новизна утрачивается, первоначальная эйфория проходит и людям начинает казаться, что ничего нового не происходит, что здоровыми и мощными они были всегда, что они делают одни и те же упражнения, которыми уже давно овладели, а ничего нового интересного и необычного на тренировках не даётся. И вслед за этим, порой, возникают сомнения, затем метания, поиски «лучшего» и «нового» в окружающем пространстве, которые обычно заканчиваются полным унынием и прекращением занятий, либо превращаются в поиски новых впечатлений, бесконечное коллекционирование новых видов цигунов, пранаям, техник, «приёмчиков» и т.п.
  1. Чаще всего такое настроение возникает у людей, посещающих тренировки нерегулярно, делающих перерывы в занятиях и мало занимающихся дома. Через 2-3 года им начинает казаться, что они уже в совершенстве овладели тайцзи и разными видами цигуна, что они стали «старшими учениками», но в награду за такой «подвиг» ничего не получают – никаких новых секретных техник, причудливых методик, и вынуждены «топтаться на месте». Они забывают, что серьёзный успех в боевых искусствах (а особенно во внутренних стилях) приходит только в результате долгого и сосредоточенного непрерывного труда и усилия над собой.

Никто не может извне вложить в человека того, для чего у него ещё не развился необходимый орган восприятия. Образно говоря: птенца, у которого ещё не отрасли крылья, опасно учить летать.

  1. И само по себе календарное время (количество лет) занятий не является решающим фактором. Важно не только, сколько всего ЛЕТ занимался человек, но и сколько МЕСЯЦЕВ в течение этих лет, сколько ДНЕЙ в течение этих месяцев, и сколько ЧАСОВ в течение этих дней. Если один человек занимался  тайцзи 10 лет по два раза в неделю, проделывая форму на каждом занятии по 2 раза, а другой занимался всего 2 года, но каждый день, проделывая форму ежедневно по 20 раз, то, как вы думаете – кто из них будет «старшим учеником»? Вот почему существуют люди, которые всю жизнь «занимаются боевыми искусствами», но ещё не умеют даже правильно стоять и передвигаться.
  1. В первый год обучения люди постоянно получают массу новой информации и занимаются в большой степени на энергии учителя, поэтому прогресс идёт быстро и результаты просто ошеломляют самих занимающихся. Затем наступает привыкание к новому уровню самочувствия и возможностей, они уже не воспринимаются как чудесные, и тут наступает пора, когда требуется работать уже на своих собственных ресурсах. В тебя много вложили, научили, дали направление – и теперь надо самому упорно трудиться (под контролем и с помощью тех, кто уже прошёл этот путь), чтобы продвигаться дальше, к новому уровню, когда опять можно будет воспринять что-то кардинально новое. Но не все, к сожалению, это понимают – у некоторых побеждает привычка к иждивенчеству и ожидание всё новых удивительных подарков и развлечений. Необходимо чётко осознать, что после того, как человек получил солидный энергетический фундамент для своей практики – дальнейшее зависит уже в большой степени от него самого – от его упорства, преданности выбранному пути и способности самостоятельно работать. И помощь всегда будет оказана тому, кто в ней действительно нуждается, кто доказывает это упорными занятиями.
  1. Другой обычной причиной разочарования является преждевременный переход к упражнениям и техникам более высокого уровня. Несколько неплохих учеников прекратили занятия из-за того, что слишком рано перешли на второй уровень боевого цигуна. Это, в общем-то, также является следствием вышесказанного – людям хочется чего-то нового, необычного, загадочного, да поскорее! Им кажется скучным месяцами и годами оттачивать мастерство в том огромном объёме чрезвычайно эффективных техник, которые были получены (но далеко ещё не освоены) – хочется всё время получать что-то новенькое и экзотическое, а полученное ранее уже не ценится и «надоело».
  1. На первых порах в нашей школе все желающие могли переходить на второй уровень жесткого цигуна при условии, что сдали экзамен первого уровня. В то время Мастер Шень Чжи, смеясь, говорил, что в нашей школе на втором уровне жестким цигуном людей занимается больше, чем во всём Китае, да и во всём мире. Но в дальнейшем мы решили отказаться от этой практики, так как выяснилось, что большинство людей ни физически, ни психологически совершенно не готовы к тем нагрузкам и требованиям, которые предъявляет к занимающемуся первый этап второго уровня жёсткого цигуна. Привыкнув к сравнительно лёгким в исполнении и чрезвычайно оздоровительным упражнениям первого уровня, человек теряется, сталкиваясь с непривычными и тяжёлыми техниками уже в самом начале второго уровня. Какое-то время первоначальный интерес и самолюбие не позволяют бросить занятия (или вернуться к упражнениям первого уровня, что было бы самым правильным решением), но потом усталость и безысходность побеждают, и человек бросает занятия под тем или иным предлогом. Объяснения для себя и окружающих придумываются разные, глубоко психологические, философские и порой «эзотерические»,  но суть проблемы в одном – слишком рано пытаться овладевать техниками более высоких уровней не следует!
  1. Следует, также, сказать об отношении и требованиях, предъявляемых занимающимися к себе и к Школе. Не очень разумно, занимаясь по 2 раза в неделю по 2 часа, ожидать, что через год-два полетишь, как «затаившийся дракон». Недавно на форуме один кандидат в ученики так и сказал сразу: «Хочу научиться летать!». Это похвальное желание, но надо трезво себе представлять, сколько сил и времени понадобится для этого, и насколько кардинально придётся изменить свой образ жизни и даже место проживания. Нередко разочарование в занятиях наступает именно из-за такой наивности. Человек занимается довольно хорошо, регулярно, вполне достаточно для поддержания отличного здоровья и постепенного усиления «оборонительного потенциала». Но не более. Тренировки не составляют существенной части его жизни, он иногда их пропускает, занимается не каждый день, периодически берёт «отпуск» и т.д. То есть ведёт себя как более или менее добросовестный член группы здоровья, что совсем не плохо. Но, если он в то же время ожидает постоянного появления новых «чудес», быстрого достижения всё новых и новых сверхспособностей, как в китайских фильмах про монастырь Шаолинь, то это просто наивно. Школа может стать для человека таким «монастырём», но только при условии, что сначала он сам станет «монахом». Монах имеет многочисленные обязательства, даёт обеты, его жизнь полна ограничений, преданности и упорного труда. И в результате всего этого ему открываются возможности, о которых «миряне» и не подозревают. Но очень мало людей готовы вступить на такой путь
  2. Поэтому теперь, чтобы не создавать лишних проблем и не расстраивать попусту хороших людей (и не подвергать их риску расставания со Школой по причине ложного самолюбия), мы переводим на второй уровень только усердных учеников, прозанимавшихся непрерывно не менее трёх лет и хорошо сдавших экзамены первого уровня. И только при наличии их собственного горячего желания заниматься более тяжёлыми техниками, нацеленными,  в первую очередь, не на оздоровление, а на укрепление и развитие физической формы (что, конечно же, идет рука об руку с развитием внутренней работы).
           Но так как большинство людей приходят заниматься с целью оздоровления, то у них таких проблем не возникает. Можно всю жизнь совершенствоваться в упражнениях первого уровня (они наиболее оздоровительные), так как они дают всё новые и новые возможности по мере освоения. В дальнейшем они немного усложняются, могут применяться специальные снаряды и приспособления, и т.п. А вообще, то, что во всём мире понимают под жёстким цигуном, главным образом, относится именно к упражнениям первого уровня. Большинство публики и даже адептов боевых искусств просто не подозревают о существовании упражнений второго и третьего уровня (и  переживать по этому поводу не следует – техники высокого уровня доступны и нужны лишь очень малому количеству серьёзных занимающихся – тем, кто сделал это путём своей жизни). Много монахов-отшельников и мастеров никогда не бывает, ни в каком обществе.
  3. И, наконец, последний пункт, по которому хотелось бы внести ясность. Очень важно определить – чего добивается человек, приходя в Школу, какие цели он себе ставит. Если это сделано, то тогда гораздо легче избежать разочарований и сразу выбрать верное направление занятий. Если несколько упростить, то всё разнообразие мотивов, намерений и способов их осуществления можно свести к четырём главным вариантам:
    1. укрепить здоровье,
    2. побеждать в соревнованиях,
    3. стать бойцом,
    4. стать мастером.

   Это можно рассматривать и как этапы пути одного человека (что встречается в жизни крайне редко), также могут быть и разные варианты комбинаций перечисленных целей. Но обычно, всё же, какая-то из этих целей является главной для конкретной личности.

 И это, как скажут в Китае, будут четыре разных «гунфу». Для реализации любой из перечисленных целей вполне подходит наша школа, хотя для цели обретения несокрушимого здоровья – в первую очередь. А на базе полученного здоровья и избытка жизненных сил можно постепенно реализовывать и другие цели. Каждая из этих целей требует от человека разного количества и качества усилий. Первая цель потребует от ученика минимального, по сравнению с тремя другими, усилия, здесь достаточны  лишь регулярные, пусть даже иногда и с большими перерывами, занятия, отнимающие довольно немного личного времени и не требующие внесения никаких кардинальных изменений в свою жизнь. Если же взять, например, четвертый вариант, то, как уже было сказано выше, овладение им потребует постоянных регулярных упорных занятий,  пересмотра многих жизненных позиций, сосредоточения, в первую очередь, на этих занятиях и т.д. Тем не менее, некоторые ученики смешивают цели и средства их достижения. Подсознательно нацеливаясь на уровень №4 – «мастер», они вкладывают в ее достижение количество усилий, едва достаточное лишь для поддержания уровня №1 – «оздоровление», и высказывают удивление, когда чуда не происходит, мастерство их не растет, а порой и падает...

Однако некоторые люди хотят в первую очередь стать бойцами, остальное их мало интересует. Такое возможно в нашей школе, но только далеко не на первом этапе обучения, подход у нас другой. Тем же, кто хочет быстро научиться эффективно драться, максимально приближенно к реальным уличным условиям, можно посоветовать муай-тай, тайский бокс. Прозанимавшись им даже всего несколько месяцев, вы значительно повысите свой боевой потенциал. А после некоторой «шлифовки» сможете эффективно противостоять противнику в реальной боевой ситуации (так как успех настоящего бойца на девяносто процентов зависит от правильных установок и снятия некоторых барьеров в психике, физическая подготовка может быть минимальной). Эта цель вполне может быть реализована и в рамках нашей школы, но, повторю, далеко не сразу, да и не всем это нужно.

Если же ставится цель выступать и побеждать на соревнованиях (неважно каких – по «свободному» бою, по туйшоу, по выполнению формы и т.д.), то здесь, также, нужно специально готовиться к этому. Базой, разумеется, будут регулярные занятия основными техниками нашей школы, но плюс к этому придётся позаниматься и специальными вещами. Эта цель тоже вполне может быть реализована в рамках нашей школы, и существенно раньше, чем «бой не на жизнь, а на смерть».

А если речь идёт о становлении Мастера, то тут, как нетрудно догадаться, должны присутствовать в гармоничном единстве все перечисленные компоненты. И ещё кое-что. И достигается такая цель только годами непрерывных самоотверженных занятий под руководством тех, кто сам уже прошёл этот путь и хочет (и способен) передать свои знания. Такое сочетание уникальных факторов встречается в жизни крайне редко. Мало людей способны к непрерывному усилию в течение длительного времени. Ещё меньше людей, которым выпадает счастье встретиться с настоящей Школой или Мастером. И далеко не все Мастера склонны делиться с учениками самыми важными и сокровенными знаниями и техниками, потому, что знают, как мало людей способны их воспринять во всей полноте и правильно использовать в своей жизни.

Но так и должно быть – Мастеров никогда не бывает много, иначе это уже не Мастера. И именно поэтому сейчас часто возникает парадоксальная ситуация – западные (и российские в первую очередь) спортсмены и бойцы побеждают азиатских – как бы побивают самих родоначальников большинства распространённых единоборств на их же территории. И дело здесь не только в том, что в Азии сейчас заметно снижается интерес молодёжи к собственной традиционной культуре, а на Западе, наоборот, растёт количество фанатиков восточных (и других) единоборств. Дело ещё и в том, что настоящие традиционные восточные Школы ориентированы на подготовку Мастеров, а не спортсменов или бойцов для ринга. А это процесс очень длительный, и в результате получается «штучный продукт» – Мастеров никогда не получается много, да они и не очень рвутся на публичные представления. А на Западе и у нас в России давно есть прекрасные школы сугубо спортивной и прикладной направленности. Тут готовят сразу именно эффективных бойцов или спортсменов, никого особенно не интересует внутренний мир конкретного человека, и не заботит – что с ним станет лет через 15-20 и далее (не все и доживают). Главное, что сейчас он может «победить всех». Мастер с возрастом становится сильнее, а обычный спортсмен, к сожалению, зачастую становится инвалидом.

Надеемся, что эти заметки помогут некоторым ученикам (как начинающим, так и занимающимся не первый год) приобрести более ясное видение ситуации с разными школами боевых искусств,  а также целей и возможностей, открытых для разных людей, занимающихся в нашей школе. Чётко осознать и сформулировать свои главные цели – это уже большой шаг на пути к их реализации.

Желаем всем занимающимся больших успехов во внешней и внутренней работе!

В дополнение к данной статье можно прочитать и
"ОТНОШЕНИЯ «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК» И «ТРЕНЕР – СПОРТСМЕН»".

Поиск по сайту

Подписка на новости

Академия Мировой Астрологии и Метаинформации
Интернет-магазин "Зеленая дверь": товары для здоровья души и тела.