Школа тайцзи и цигун
Мы уже не раз писали в "Колесе времени" о занятиях тайцзи-цюань и жестким цигуном, которые проводятся в нашем Центре. Многие люди, пришедшие к нам, испытали на себе благотворное влияние тренировок, которое ощущается очень скоро, некоторыми даже после первого занятия. Причина такого удивительного эффекта в том, что в этой школе одновременно преподаются две очень разные, на первый взгляд, дисциплины - "мягкий" стиль боевого искусства - тайцзи, и "жесткий" вариант дыхательной гимнастики цигун.
Это парадоксальное сочетание "мягкого" внутреннего подхода к овладению искусства боя (который по своей природе предполагает предельно жесткое взаимодействие) и жесткого "внешнего" метода накопления и овладения внутренней энергией (цигун, как принято считать, требует очень тонкой, мягкой внутренней работы с дыханием, расслабления, визуализаций и т.п.) в итоге дает уникальный результат -чрезвычайно быстрый прогресс в занятиях и радикальное оздоровление организма.
Некоторые люди (обычно имеющие уже какой-то опыт занятий восточными единоборствами или оздоровительными системами), заинтересовавшись нашими занятиями, спрашивают: а нельзя ли им заниматься чем-то одним, например, только тайцзи или только цигуном? Разумеется, можно. И это принесет определенную пользу. Однако наши тренировки построены так, что достаточно времени уделяется и тому, и другому, а самое главное - одно помогает другому. Прогресс в тайцзи-цюань идет значительно быстрее, если человек с помощью цигуна быстро накапливает огромное количество внутренней энергии (а успех в тайцзи обусловлен именно наличием избытка энергии и умением ей управлять). Все, кто интересуется восточными единоборствами, знают, что использование в реальной боевой практике стиля тайцзи-цюань возможно лишь после многих и многих лет усердных тренировок. Это обусловлено в первую очередь тем, что накопить достаточное количество энергии и научиться ее посылать в нужный момент в нужное место чрезвычайно трудно, и требует долгой непрерывной работы. Жесткий же цигун позволяет практически любому человеку в предельно короткие сроки накопить огромную энергию и приучить свое тело рефлекторно посылать ее поток в нужный момент в нужную точку.
С другой стороны, для тех, кто хочет в первую очередь добиться оздоровления и укрепления тела с помощью цигуна, тайцзи-цюань окажет неоценимую поддержку. Жесткий цигун быстро поднимает общий энергетический уровень занимающегося, повышает сопротивляемость любым внешним воздействиям, что, конечно же, благотворно скажется на здоровье. Однако, упражнения тайцзи-цюань, выполняемые правильно, сами по себе оказывают еще более выраженное целительное воздействие. В первую очередь это относится к дефектам сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Образно говоря, жесткий цигун развивает прочную эластичную защитную оболочку и наполняет ее свежей энергией, а тайцзи заставляет эту энергию правильно и ритмично двигаться внутри организма, ликвидируя постепенно все застои и блоки, приучая тело быстро и адекватно реагировать на любые внешние и внутренние изменения. Ощутимую пользу от занятий получат и молодые люди, увлекающиеся боевыми единоборствами, и более зрелые, стремящиеся сохранить физическую мощь и свежесть на долгие годы без изнурительных силовых тренировок, и пожилые, мечтающие вернуть утраченное здоровье. Ограничений по возрасту нет (хотя, конечно, детям младше 7-8 лет заниматься в "смешанной" возрастной группе может быть неинтересно, хотя бывают и исключения, особенно, если дети занимаются вместе с родителями).
Что касается состояния здоровья, то здесь критерий один: если человек, придя на первую, ознакомительную, тренировку, чувствует, что он справляется с предлагаемыми нагрузками (которые вначале очень и очень невелики), что ему нравятся занятия, то он продолжает ходить и дальше, ориентируясь на собственное самочувствие, выполняя упражнения в доступном для него темпе и без сверхусилий (разумеется, под наблюдением и с помощью инструктора). Никаких ЖЁСТКИХ установок на быстрое достижение результата любой ценой в практике тайцзи и цигуна быть не может, каждый занимается по мере своих сил и возможностей. Молодые спортивные люди выполняют упражнения цигуна в полную силу, разучивают комплекс тайцзи в низких стойках, с первых же занятий учатся резко и мощно делать энергетический выброс (фацзин), необходимый для боевого применения тайцзи и цигуна. Люди старшего возраста или не слишком спортивные и здоровые выполняют те же упражнения более мягко, без напряжения, начинают заниматься в более высоких стойках. Но постепенно и они почувствуют себя уверенно, ощутят "вкус" упражнений, и, обычно, уже через месяц-два занятий начинают делать всё в полную силу и по всем правилам, чувствуя целительное воздействие проверенных столетиями методик.
Стиль жесткого цигуна, изучаемый в нашей школе, имеет пятисотлетнюю историю преподавания в буддийском монастыре "Небесная река" в провинции Хубэй в Китае. До этого он с незапамятных времен практиковался даосскими отшельниками в горах Удан, откуда был принесен в маленький хубэйский монастырь монахом, скрывавшимся от преследования во времена смуты и междоусобиц. Методика жесткого цигуна монастыря "Небесная река" чрезвычайно эффективна. Для достижения результатов, получаемых по этой методике через 3-4 месяца занятий, в других стилях цигуна необходимо несколько лет (в том числе и в знаменитом шаолиньском цигуне). На Западе многие доморощенные учителя внушают своим ученикам, что такие "чудеса" можно творить лишь после десятилетий упорных тренировок. Так, первый этап первого уровня ("Железная рубашка") по нашей методике достигается после 100 дней занятий. Экзамен состоит в разбивании кувалдой на голове стопки кирпичей, сгибания копья или меча горлом, разрубании на животе мечом деревянных брусков, и еще нескольких не менее впечатляющих демонстраций, которые здесь не будем описывать за недостатком места.
Хочу успокоить не склонных к экспериментам над собой читателей: подобные экзамены отнюдь не являются обязательными. Их проводят, когда из Китая приезжает в Москву Мастер Шень Чжи, удостоверяет готовность учеников, и тогда желающие могут пройти экзамен. Как правило, желающих находится немало, а среди людей, прошедших экзамен в прошлом году, был и пожилой мужчина-пенсионер, и совсем молоденькие девушки... Экзамен - это лишь способ продемонстрировать себе и другим реальную действенность методики, убедиться, что тело способно выносить экстремальные нагрузки, энергии накоплено достаточно, и она подчиняется контролю. Однако это не является обязательной частью обучения, - все, успешно занимавшиеся на первом уровне, могут переходить на второй, и спокойно продолжать заниматься дальше безо всяких экзаменов, так как демонстрация сверхвозможностей - это не цель занятий цигуном.
Обучение тайцзи-цюань не предполагает никаких экзаменов, это искусство более тонкое и рассчитанное на совершенствование в течение всей жизни. Мастерство здесь достигается гораздо медленнее, чем в жестком цигуне, однако, пользу от этих занятий невозможно переоценить.
Тайцзи возник столетия назад, разные исследователи называют разные сроки, от 400 до 1000 лет. Достоверно же известно, что старейший стиль Чень, практиковался семьей Ченей из уезда Вэньсянь в XVII веке уже примерно в том виде, как мы знаем его сейчас (форма Лаоцзя). В XIX веке мастер Ян Лучань, учившийся в семье Ченей, создал, изначально задуманный как, в первую очередь, оздоровительный, стиль Ян. Сейчас это наиболее известный и распространенный во всем мире стиль тайцзи-цюань.
Позже, в ХIХ-м - начале XX века возникли еще три известных стиля тайцзи-цюань: Сунь и два стиля У
В нашей школе изучается древнейший стиль тайцзи - стиль Чень. Из этого стиля, возникшего столетия назад, по мнению большинства исследователей, развились все остальные стили тайцзи, основных из которых сейчас насчитывается пять. Большинство старших мастеров стиля Чень, в том числе и нынешний патриарх Чень Сяован, в настоящее время живут за пределами Китая (в связи с небезызвестной "Культурной революцией", погубившей и изгнавшей из Китая множество людей, связанных с традиционным Знанием). Они имеют учеников, проводят семинары в разных странах мира, однако, по-настоящему научиться тайцзи на 3-, 10- или даже 30-дневном семинаре невозможно. Необходимы постоянные занятия в течение достаточно длительного времени (минимум 2-3 года) под руководством опытного инструктора (хотя благотворное влияние на здоровье ощущается уже в первые дни занятий). Чтобы чему-то действительно научиться в тайцзи, необходим личный контроль человека, который уже в достаточной степени овладел материалом, и, по крайней мере, ощущает правильное течение энергии во время упражнений.
Мастер Шень Чжи - единственный из мастеров боевых искусств, вошедший в книгу "1000 китайцев XX века", вышедшую в этом году, в которой рассказывается о людях, внесших существенный вклад в мировую науку, культуру, политику и т.д.
Наш Учитель, мастер Шень Чжи, один из 4-х личных учеников Чень Сяована, сейчас один из наиболее авторитетных мастеров стиля Чень, живущих в Китае (и также известный мастер цигуна). Нам посчастливилось у него учиться, и даже пригласить в прошлом году в Россию для проведения интенсивного месячного курса с учениками, год занимавшимися до этого в Москве, и для приема экзаменов по жесткому цигуну.
Весной 2001 года автор этих строк был в течение трех месяцев на стажировке у Мастера Шень Чжи в его деревне, завершил 1-й этап II-го уровень цигуна "Небесная река", сдал экзамен, практиковался в тайцзи и некоторых специальных видах жесткого цигуна.
Мастер выразил согласие приехать в Москву и в следующем году для проведения интенсивных занятий в течение месяца по тайцзи и цигуну, и принять экзамены у желающих из тех, кто сейчас проходит обучение в нашей школе. Думаем, что обстоятельства сложатся благоприятно, Мастер приедет, и у занимающихся появится возможность подняться на новый уровень в древнем искусстве управления внутренней энергией. Как бы то ни было, надеемся, что следующий сезон (с сентября-октября 2001 года) пройдет для всех учеников нашей школы, и начинающих, и продолжающих, с большой пользой.
Борис Бойко, "Колесо времени", 2001г.